На сцене Мариинского театра 29,30 ноября, 4 и 30 декабря пройдет премьера оперы Джузеппе Верди «Дон Карлос». Осуществил Мариинский театр новую постановку этой оперы перед двухсотлетним юбилеем со дня рождения великолепного Джузеппе Верди. Эта постановка для сцены Кировского-Мариинского театра является по счёту уже третьей, предыдущие проходили в 1976 и 1999 годах. Также это является первым обращением к последней полной авторской редакции оперы, включающей пять актов, на итальянском языке, редакция – 1886 г., так называемая «моденская».
Премьера чудесной оперы «Дон Карлос» состоялась на сцене парижской Гранд Опера одиннадцатого марта 1867 года. Авторами либретто стали Камиль дю Локль и Жозеф Франсуа Мери. Сама опера написана по мотивам поэмы Фридрих Шиллер «Дон Карлос». Шиллер был одним из самых любимых драматургов Джузеппе Верди. Впервые в России «Дон Карлоса» услышали двадцатого декабря 1868 года. Поставлена была опера на сцене петербургского Большого театра благодаря Императорской итальянской труппе. Спустя почти двадцать лет, в 1884 году Джузеппе Верди создал еще одну, новую редакцию оперы, которая составила четыре действия, с текстом, который переработал итальянский либреттист Антонио Гисланцони. В Модене в 1886 году была исполнена впервые еще одна редакция оперы, которая в итоге стала наиболее полной, пять действий на итальянском языке.
После первой итальянской постановки оперы в России по цензурным соображениям её долго не хотели допускать на сцену. Федор Шаляпин в 1917 году добился в московском Большом театре разрешения ставить «Дон Карлоса». В итоге, 10 февраля на премьере он сам сыграл короля Филлипа, на многие годы, определив традицию музыкально-сценического воплощения данного образа. Делая эту оперу для Парижской оперы, Джузеппе Верди пришлось работать в жанре «большой оперы». Благодаря сложному историческому фону сюжета (костры инквизиции и запутанные политические линии), Верди сумел создать гениальное полотно с яркими сценами массовки. Семейные перипетии и любовные страсти данной истории дали широкие возможности для композитора в создании психологических насыщенных музыкальных характеров и образов.
В Мариинском театре оперу «Дон Карлос» ставит итальянский режиссер, Джорджио Барберио Корсетти. Сам режиссер сказал о данной опере, что она является довольно темной, своего рода ночным кошмаром. Воплощением тьмы выступает слепой Великий Инквизитор, вместе с героями движется сама тьма. Рассматривая многие портреты, написанные в конце XVI века, можно подметить, что задний план на них всегда почти полностью черней. Художники помещали свои изображения в вечность, а не в конкретное время, никакого временного контекста не существовало. Режиссер подчеркивает, что никаких исторических реконструкций создавать не хотел, потому, как история в данной опере является неким намеком, знаком. Несмотря на это, она имеет вечные проблемы: отношения с отцом, с властью, с историей.