Трудно назвать другое сочинение, где были бы раскрыты возможности популярного деревенского жанра с той же яркостью и полнотой, как в первом концерте для оркестра Р. К. Щедрина «Озорные частушки». Фольклорная первооснова по-своему отразилась также в «Концерте-буфф» С. М. Слонимского, в Виолончельном концерте Б. И. Тищенко, в его же Третьей симфонии, смыкающейся с жанром концерта-ансамбля.
Но фольклорность стала лишь частной приметой более общего свойства - отражения в тематизме музыки интонаций современного быта, звучащих реалий современного музыкального сознания. Потому так настойчиво и упорно композиторы стремятся «навести мосты» между двумя музыкальными регионами, находящимися в отношении противостояния - между сложными, «многомерными» звукообразами, рожденными искушенным музыкальным сознанием, и простыми, «общезначимыми» звуковысказываниями прочно утвердившимися в массовых жанрах музыкальной культуры.
Дело это весьма нелегкое, но сама тенденция обозначилась достаточно явственно, в том числе также в рамках чисто симфонических и в особенности концертных жанров.
Не умирает и старая традиция органической связи инструментальной музыки с пластикой жеста, движения и шире с самим духом театральности, когда инструмент в чем-то уподобляется персонажу как серьезной психологической драмы, так и веселой комедии. Поиски синтеза средств музыки и средств зрелищных искусств никогда еще не были столь настойчивыми и упорными. Можно даже говорить об агрессивном вторжении музыки на подмостки драматического театра.
Но приобщение музыки к лицедейству порождает обратную связь - отражение театрально-зрелищных образов в чисто инструментальных жанрах. Речь идет вовсе не об абсурдных формах инструментального театра, а об ином, более органическом претворении театрального начала, связанном с отражением «интонаций тела», говорящей пластики сценического движения, не нуждающихся в услугах слова.