Но чисто внешний, звукоизобразительный прием и тут действует безотказно. Он заставляет нас вновь и вновь задуматься над кричащими противоречиями нашего, постоянно меняющегося мира, противоречиями, так еще далекими от своего разрешения.
Подробный разбор драматургии Второго виолончельного концерта Шостаковича убеждает нас в том, что симфонизм составляет отнюдь не привходящую сторону данного сочинения, а его истинную суть. В нем в полной мере реализуется асафьевское понимание симфонизма как процесса «развертывания музыкального движения путем противоположностей, т. е. как движения антитетического».
Действие симфонии, движущей силой которого становится обнаружение противоположных сил, с последовательным их раскрытием вплоть до конечного, итогового образа - это действие получило во Втором виолончельном концерте нагляднейшее, убедительнейшее выражение.
Вместе с тем это настоящий инструментальный концерт, где соревнованию двух участников - солиста и оркестра - открыт полный простор. Более того, данный Концерт принадлежит к тому типу инструментального состязания, где приоритет остается все-таки за солистом.
Опыт поздних сочинений Д. Д. Шостаковича ясно доказывает, что поиски органического сочетания двух, по внешности противонаправленных, но по сути глубоко родственных начал - концертности и симфонизма - стали одной из ведущих примет времени. И то, что таким исканиям отдал дань наш крупнейший мастер, классик музыки XX века, подтверждает объективную необходимость сближения и взаимообмена двух жанров, развивающихся рука об руку.
Русская советская симфония (60-70-е годы) К проблеме взаимодействия концертности и симфонизма
Для русской советской музыки 60-е годы стали временем интенсивных исканий. Композиторы самых разных поколений и творческих ориентации начали осваивать новые средства, новые техники музыкальной композиции, ранее еще не вошедшие в обиход мастеров музыки нашей страны.