Можно лишь поразиться тому, как тонко управляет Д. Д. Шостакович ассоциативной работой слушательского воображения. Поначалу характерная секунда из основного тезиса первой части Концерта (as-g) вплетена в движение оборотов пасторальной мелодии и в общем-то мало обращает на себя внимание.
Но стоило только композитору продлить опорный тон as, сломав «баркарольный» размер, как нисходящая секунда обрела свой первоначальный смысл. Ее повторение, предваряемое затактовым ходом (d-f-cis), окончательно ввело нас в круг образов первой части. Снова композитор использует многозначность строительных первоэлементов своей музыки, придавая им то одно, то другое образное и жанровое наклонение.
Сами же по себе «кочующие интонации» по большей части семантически нейтраль-ны - они наделяются смыслом лишь в зависимости от характера их произнесения, а также того контекста, в котором они выступают 42.
Так и тут напоминания тематизма первой части (а это все-таки только напоминания, поскольку звучат лишь ведущие обороты как главной, так и побочной тем) имеют в контексте целого несколько иной смысл в сравнении с их прежним звучанием. В коде финала Концерта уже нет полного и глубокого погружения в раздумье и созерцание.
Смысл этих реминисценций - своеобразное многоточие, то несколько неуверенное состояние сознания, когда оно пытается осмыслить только что совершившиеся события, обращаясь к опыту прошлого. Но прошлое не дает ответа. До предела обнаженное столкновение двух полярно противоположных сфер - очищающей красоты природы и злобно-торжествующего натиска пошлости повседневного бытия - не разрешается, не преодолевается, а просто снимается.
Как и позже, в Пятнадцатой симфонии, композитор завершает сочинение музыкальным символом бесстрастно текущего времени, ходом механизма невидимых часов, прослушивающимся в перестуке ударных. Да. это именно многоточие, оставляющее конфликт непреодоленным.