Сценические возможности были всегда далеко не одинаковыми, насколько это влияло на работу драматургов сейчас уже трудно предположить. Для начала разделим всех драматургов на две категории – на тех, кто писал сценарии для театральных постановок, но при этом не участвовал в постановках и не имел опыт актерской игры. В истории немало таких имен. Вторая категория – это те, кто лично писал пьесы и знал театр изнутри – тут следует вспомнить великого Уильяма Шекспира, Мольера, Бертольда Брехта. Такую границу трудно уловить. Но граница эта всегда выделялась и играла существенную роль. Для одного автора пьеса является приоритетным продуктом, а для другого – это возможность самореализации, игры на сцене. Важнейшим фактором является отношение самого драматурга к театру: его восприятие театра, личностное отношение, какие приоритеты он при этом ставит перед собой.
История знает несколько точек обоснования сущности и значения театрального искусства. Напомним, что во все времена у театра было вое предназначение – сперва это было место действия для религиозной мистерии, затем средство политической пропаганды, один из атрибутов власти, затем, как форма развлечения, а потом уже театр стал новой формой искусства. Заметим, что всегда у театра было три отдельных уровня.
Уровни театра
- театр был свободно организованным интересным развлечением;
- господствующим видом общественной деятельности;
- художественной формой;Театр всегда был популярным развлечением. В былые времена в театре могло служить несколько актеров, либо трупп, которые занимались постановками различных видов и жанров – от акробатических номеров до цирковых представлений и фарса. Такая форма постановки была у всех старых видов пьес. Затем театр стал господствующим видом общественной деятельности, которой занимались в театрах, пьесы исполнялись в театрах, которые называли общественными: это были греческие трагедии, средневековая мистерия, итд. Самой простую художественную форму театр приобрел, когда стал элитарным искусством – все было просто, театр стал искусством для определенной массы людей с высоким вкусом. Вот эта форма стала определяющей от придворных масок из эпохи Возрождения до современным авангардных театров.
Сущность и назначение театрального произведения, конечно, играют решающую роль. Но необходимо принимать во внимание тип театра, в котором происходит постановка, его целевую направленность.